Как я и обещала, вновь в "Заполярном вестнике" выходит музыкальная рубрика "Косая челка". Летом, как и все вы, я отдыхала: посетила славный град Петров, где музыкальная жизнь бьет ключом (я сходила на концерт-презентацию "Короля и Шута", но не попала вДК имени Ленсовета, где пел Б.Г. - легенда российского рока Борис Гребенщиков), а позже загорала в деревушке в Краснодарском крае, где музыкальных событий не происходило (что досадно).

По Норильску соскучилась жутко: родина все-таки. Прилетела как раз на День города, попала на карнавал: славно!

Зато опоздала на встречу с музыкантами из Новосибирска, чья кассета "Крыс и Шмендра" меня заинтриговала. Тем более что Крыс - Алексей Ширяев - норильчанин: родился и учился здесь. Кто дал ему это прозвище - сейчас трудно сказать, возможно, дело в том, что он играл на флейте, как сказочный Крысолов (или потому, что крысы - одни из самых умных животных на земле?). А прозвище Шмендра его веселой, никогда не унывающей жене Анне досталось на играх толкинистов и любителей автостопа: переделали на женский лад имя весельчака Шмендрика, героя одной из историй древности. Вроде бы ничего не напутала?

В Норильск Алексей и Анна Ширяевы прилетели в "мертвый сезон", когда ни концертов, ни фестивалей не бывает, - в начале августа. Состоялся всего один "квартирник", десять дней они записывали новые песни в студии Максима Сергеева. Часовое интервью с гостями подготовил Михаил Чмелев - оно звучало в ночном эфире радио "Дельта".

Творчество этих талантливых ребят мне близко. И я нашла свой источник информации - познакомилась c Татьяной Васильевной Ширяевой, мамой Алексея, и обо всем ее расспросила. Вместе со мной и вы откроете для себя новых звезд.



"Они познакомились в дороге."

В этом доме полно книг. Очень естественно вписываются в интерьер гобелены, рисунки, работы в стиле макраме (Татьяна Васильевна Ширяева руководит детской студией "Жар-птица" и сама с увлечением рисует, занимается художественным плетением и ткачеством, а вечерами ходит на занятия хора). Неудивительно,что сын ее вырос книгочеем, рано начал писать стихи и сочинять музыку.
О нем Татьяна Васильевна рассказывает с удовольствием, достает фотографии, кассеты с записями, вспоминает годы, когда Алексей учился в многопрофильной гимназии. А я задаю все новые и новые вопросы, чтобы вы, мои читатели, из нашей беседы сами смогли составить портрет Алексея и Анны ШИРЯЕВЫХ. Особенно если вы ничего о ребятах пока не знаете, но уже слышали их песни с альбома "Дорога на Калланмор".



- Откуда такое интересное название? Это первый альбом, где Крыс и Шмендра, то есть Алексей и Анна, поют вместе?

- Вообще, Калланмор - это клан, объединяющий друзей. А "Дорога на Калланмор" - это их первый альбом, записанный в Казани на студии "Фангорн". Это стилизация под ирландский и шотландский фольклор. Кассета писалась неполным составом, чистая акустика. Сама запись делалась при помощи наложения на много дорожек, так что в песне "Недаром с гор спустились... "Алеше пришлось петь "хором".

- А нет клипов на их песни?

- Есть один, на песню "Пепел Нью-Кастла" из этого же альбома. Благодаря Интернету мы его смогли посмотреть. Интересная самоделка, ведь снять настоящий клип стоит очень дорого. Создатель клипа - студия "Фангорн-видео" из Казани. Интересную статистику эта студия привела: "Пятьдесят процентов успеха ролику обеспечили отрывки из кинофильма "Храброе сердце" про ирландцев и шотландцев (это и был видеоряд), тридцать - песня, написанная Алексеем, и еще двадцать "Фангорн". А могли бы сделать клип на основе видеоматериала "игрушек".

- Это игры толкинистов, да? Алексей ведь, кажется, один из первых толкинистов Норильска? Можно об этом подробнее?

- Алексей одним из первых норильчан стал участвовать в общероссийских играх. Поклонников творчества Толкиена стало особенно много в середине 90-х годов. В подражание книгам в стиле "фэнтэзи" ребята сами стали сочинять сценарии то в шотландском, то в старославянском духе, шить костюмы, готовить деревянное "оружие" - мечи, дротики и так далее. Места для игры выбирались какие-нибудь живописные - в омских лесах, на уральских озерах, на Карельском перешейке. И неделю этот молодежный лагерь жил в палатках, пел ночами у костров, а днем "бойцы" сходились в "битвах", штурмовали "крепости", брали "пленных", певцы и "шаманы" руководили обрядовым действом. В Норильске, я знаю, тоже проводились "игрушки".

- Омск, Урал, Карельский перешеек, Казань - сплошные поездки, дороги, а в пути приключения бывают разные. Тем более если путешествовать автостопом. В наше время родители предпочитают детей от себя не отпускать. Вы относитесь к этому по-другому?

- Я так полагаю: если хочется человеку свободы, он не может жить без дорог, наверное, он должен ходить по свету, летать, ездить. узнавать жизнь. Как-то в интервью на кемеровском радио Алеша сказал: "Какая замечательная у нас Сибирь! Сколько в ней нехоженых дорог! Если по ним не ходить, не собирать стишочки и песенки, то они пропадут просто так. Я предназначен для этого!" Об этом же и в стихах писал, и в песнях. В Норильске мы привыкли ездить только в отпуск - и все. А на трассах Сибири другая жизнь: там люди просто ходят по дорогам, встречаются, участвуют в играх, обмениваются песнями. Леша как-то категорично сказал: "Москва - это не Россия. Творчество сибиряков значительно отличается от творчества москвичей или питерцев".

- Но в Питере и Москве сейчас тоже увлечены кельтоманией, ирландским фольклором, в моде шотландские народные инструменты и прочее...

- В песнях Алексея выливается душевное состояние, как у всякого творческого человека. Он учится на историческом факультете Новосибирского университета, древние кельты - тема его дипломной работы. Так что для него органична эта форма подачи текста и музыки, хотя некоторым она кажется усложненной. Но ведь и в древней Ирландии, и в Шотландии люди также знали счастье творчества, ценили благородство души и верность в любви, так же горько переживали измену и предательство - это все вне времени. Так что песни и о сегодняшней нашей жизни, и о том, что было когда-то или не было никогда. Песни Алеши я иногда напеваю. Чувствую его ответственность за сказанное и исполненное. Очень нравится мне в этом альбоме и "Женская песня" Ани - веселая, бесшабашная, послушаешь - и на душе легко. Есть вещи напряженно философского звучания, я осмысливаю их постепенно. Иногда даже думаю: "Неужели это написал мой сын?!"

- Татьяна Васильевна, а как он познакомился с Аней?

- Они познакомились в дороге. Где именно? Даже не знаю. Первую фотографию, где они вместе, Алексей прислал из Свердловска и написал об Анне: "Она похожа на белочку. Очень любит орехи. А я любло ее". Из его писем я поняла, что ребята путешествуют вместе. Потом они поженились, родилась дочка Настя, так что теперь они нередко путешествуют втроем - на песенные фестивали (недавно их приглашали в Минск на фестиваль средневековой культуры), концерты и даже на "игрушки" (летом были под Красноярском). В Норильск они тоже приезжали втроем, Насте уже два года. Алеша не был здесь несколько лет, Аня же, впервые увидевшая Норильск, сказала: "Я теперь начинаю понимать характер Крыса". Вообще, они очень разные, но их объединяет творчество. Они дополняют друг друга, иногда даже сами не понимая, какой у них замечательный союз.

- Аня тоже студентка?

-Да, того же университета, только она филолог. Сейчас в Норильске "Дельта-радио" частенько крутит Анину песню "Вей, мой ветер". Но большинство их песен - игровые, понятны они не всем, скорее, элитной публике, людям просвященным, знающим историю, литературу, искусство. В Новосибирске их часто приглашают петь в пабе "Уголок святого Патрика" в Академгородке.

- До встречи со своей будущей женой Крыс пел один?

- В Норильске. Здесь он начал писать стихи еще в гимназии, здесь учился в музыкальной школе по классу скрипки, пел в хоре мальчиков под руководством Виктора Петровича Мартынкина (хочу сказать ему просто огромное спасибо!). Потом как-то незаметно научился играть на гитаре и начал петь чужие и свои песни. Когда поступил на исторический факультет Кемеровского госуниверситета (в Новосибирск перевелся после женитьбы), то там организовал группу "Самосад". Вначале это был чудесный гитарный дуэт Алексея и его двоюродного брата, далее были привлечены и другие музыканты: Прикол (бас-гитара), Андрюха (барабаны) и Кетчуп (соло-гитара). Алеша играл на скрипке, флейте, гитаре и пел свои песни. "Есть Музыка и Слово, и я их чувствую в себе и вокруг. Землю вертят Музыка и Слово, в общем, Любовь",- писал он. Все университетские мероприятия проходили с участием "Самосада". Преподаватель философии Евгений Казаков привел их в мастерскую поэтов. По словам Алеши, поэты, их послушав, "расчленили", и был весьма рок-н-ролльный скандал... Потом их пригласили на фестиваль наивного акустического творчества, начались поездки в Красноярск и Новосибирск...

- А как же учеба в университете?

- Вот-вот, Алексей сказал, что невозможно делать два дела сразу, что учатся те, кто не способен больше ничем заниматься. Нам с отцом это было непонятно: родителям всегда удобно, когда дети у них, как все, - школа, институт, работа... С переездом Алеши в Новосибирск "Самосад" распался. Но Алексей пришел к мысли, что институт окончить все же надо.

- В Норильске в студии Макса Сергеева "Panoramix" Крыс и Шмендра записали тринадцать песен. Что дальше?

- У них было очень мало времени, запись осталась неоконченной, до конца сведения альбома еще далеко. Даже жаль, что они уехали так скоро - в Норильске им работалось отлично. А я тем временем гуляла со своей очаровательной внучкой...